Главная » Файлы » Мои файлы

Бронникова Ю.М. Процесс формирования навыков самоорганизации личности ученика при изучении физики
27.03.2014, 14:41

На современном этапе развития науки, техники, производства, обществу нужны новаторы, рационализаторы, изобретатели – люди умеющие мыслить творчески, способные создавать новое во всех областях жизни.

На сегодняшний день главной целью педагогической деятельности можно считать создание условий для развития навыков самоорганизации личности учащихся. Введение ФГОС ясно показывает, что развитие  разного рода УУД - это процесс формирования навыков самоорганизации личности  подрастающего человека. Педагог, формирующий у ученика познавательную самостоятельность, стремится так организовать его деятельность, чтобы вначале ненавязчиво внести элементы самоорганизации его деятельности, то есть дать посредством внешнего воздействия импульс, который будет основным для качественных изменений, для появления нового, устойчивого качества. [1.c 75]

Определение учащегося главной действующей фигурой учебно-воспитательного процесса, реализация проблем развития личности требуют не столько  разработки новых педагогических технологий (их уже великое множество), а правильное умение применить традиционные  методики и  методы обучения,  целью которых является не накопление знаний и умений, а постоянное обогащение творческим опытом и формирование механизма самоорганизации каждого учащегося. В качестве примера подробно рассмотрим только два  метода, которые органично дополняют друг друга физический эксперимент и компьютерная поддержка урока.

Эксперимент является одним из ведущих методов школьного курса физики. Он успешно моделирует явления, которые невозможно наблюдать непосредственно, позволяет дать заключения о степени справедливости тех или иных гипотез. Нередко эксперимент становится источником противоречий, создает на занятиях проблемные ситуации. Это случается, когда данные, полученные опытным путем, вступают в противоречие с известными физическими закономерностями.  Ясно, что изучение физики может быть полноценным только при систематическом и хорошо продуманном использовании учебного физического эксперимента, т.е. когда наблюдения и опыты станут в число ведущих методов обучения. Именно поэтому физический эксперимент рассматривается нами как один из приоритетных методов    воспитания и формирования навыков самоорганизации личности ученика. Особенно это важно при переходе на профильное обучение.

Призванный утвердить физику как науку опытную, эксперимент выполняет разнообразные учебные функции: первого знакомства с новым явлением; иллюстрации изучаемого материала; измерения количественных характеристик явления; проверки сформулированного учителем закона; развития у учащихся экспериментальных навыков и т.д. Само место фронтального опыта при изучении физики может быть различным.

К сожалению, условия, сложившиеся в современных школах, не всегда позволяют полноценно использовать школьный физический эксперимент. Познавательная деятельность учащихся должна быть организована так, чтобы она проходила все этапы творческого познавательного процесса. Можно выделить следующие структурные элементы деятельности учащегося: накопление фактов, выдвижение гипотезы, постановка эксперимента, создание теории. Наиболее существенным моментом творческой деятельности является высказывание гипотез и их проверка. Высказыванию гипотез и их проверке можно учить и вне проблемного обучения. Соответствующие частично-поисковые задания необходимо включать в эвристическую беседу, придавая ей характер исследования.

  
         В экспериментальных исследованиях по физике интуиция ученого проявляется, прежде всего, в предугадывании конечного результата. Поэтому, прежде чем приступить к демонстрационному или фронтальному эксперименту, лабораторной работе  с учащимися необходимо  обсудить – какой результат может получиться и, только потом, проводить эксперимент, в ходе которого проверяется правильность проведённых предварительных рассуждений. Немало интуиции проявляет исследователь (а в данном случае учащийся школы) и при анализе результатов эксперимента.
Сущность исследовательского метода обучения - обеспечение организации поисковой творческой деятельности учащихся по решению новых для них проблем.

При проведении исследования самостоятельная работа учащихся носит не исполнительский, а исследовательский характер. Итогом работы становятся выводы, полученные ребятами, как ответы на поставленные вопросы.
         Активность учащегося определяется внутренними побудительными силами. Причем умственную активность сопровождает эмоциональный настрой, что приводит к развитию интереса к знаниям.
На первой ступени обучения физике огромную роль играет наглядность, опора на конкретный образ. Экспериментально-исследовательские задания являются основным видом творческих заданий, используемых на уроке и при объяснении нового материала, и при закреплении пройденного. Можно, конечно, проводить уроки изучения нового материала в традиционной форме: объяснить новый материал, показать опыты, закрепить знания и обучающие цели урока будут достигнуты, но будут ли достигнуты воспитательные и развивающие цели учебного процесса?

Многие исследования, которые в классе по разным причинам выполнить нельзя, могут быть предложены в качестве домашнего задания. Домашние опыты и наблюдения дают возможность расширять область связи теории с практикой, развивать интерес к физике и технике,
рождают творческую мысль и развивают склонность к изобретательству, приучают к самостоятельной исследовательской работе, вырабатывают наблюдательность, развивают внимание, настойчивость и аккуратность.

 Компьютеризация урока. Персональный компьютер на уроке следует рассматривать как современное техническое  средство обучения, помогающее учителю решать задачи активизации деятельности ученика на уроке и развития  самоорганизации личности  учащихся.  При этом важно понимать, что никакое, даже самое совершенное, средство не может обеспечить всех задач обучения.

Цель применения компьютера на уроке физики – создание дидактически активной среды, способствующей развитию универсальных учебных действий, которые формируют основу личности, как самоорганизующейся системы.

Содержательно компьютерная поддержка может быть разнообразной. Я использую на уроках следующие приемы использования ИК технологий:

  1. видео- и анимационные фрагменты с демонстрацией физических явлений, классических опытов, технических приложений (из всевозможных компьютерных программ по физике, интернет-сайтов);
  2. комплекты задач для самостоятельной и групповой работы, с образцами решений и возможностью проверки результатов компьютерным экспериментом;
  3.  физические модели технических устройств и процессов в специальных средах, развивающих интуитивное мышление;
  4.  наборы нестандартных заданий, анимационные рисунки, логические схемы, интерактивные таблицы и т.п., используемые в ходе объяснения, закрепления, систематизации материала.

Например: это слайд из интерактивной модели  опыта, позволяющий «открыть» 1 и 2 закон Столетова. Использовался на уроке по теме «Фотоэффект».

  1. создание  слайдов (опорных конспектов) к учебным темам.

Физика – наука экспериментальная, ее всегда преподают, сопровождая демонстрационным экспериментом. Методика обучения физике всегда была сложнее  методик преподавания других предметов. Использование компьютеров в обучении физике деформирует методику ее преподавания как в сторону повышения эффективности обучения, так и в сторону облегчения работы учителя. Важнейшей задачей преподавания физики является формирование личности, способной ориентироваться в потоке информации  в условиях непрерывного образования и самообразования.

 

Краткие выводы:

  1. Физика способна формировать навыки самоорганизации личности учащегося, т.е. способствовать воспитанию высоконравственного человека.
  2. Формированию навыков самоорганизации у учащихся на уроках физики могут способствовать следующие приёмы, методы  и методики, которые используются нами на уроках физики:
  1. обязательное сопровождение изучения материала школьным физическим экспериментом;
  2. метод проектов;
  3. дидактические игры и игровые моменты на уроках (ребусы, кроссворды, использование художественной  литературы);
  4. проблемное обучение;
  5. составление и решение творческих задач и заданий.
  6. использование на уроках современной компьютерной техники.
  1. Внеклассная работа является обязательной составной частью образовательного процесса. Необходимо помнить, что это работа не только с учащимися, уже проявившими повышенный интерес к изучению физики и техники, но главным образом работа по развитию и воспитанию ученика, прививание ему навыков самоорганизации.

 

Используемая литература:

  1. Итоговая научно-практическая конференция преподавателей и студентов Орского гуманитарно-технологического института (филиал) Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Оренбургский государственный университет»(2006год): материалы : в 3 ч.- Орск: Издательство ОГТИ, 2006. – Часть 1. Педагогические и психологические науки (М-Я).-95с.
Категория: Мои файлы | Добавил: Olga
Просмотров: 765 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]